Новости

Штраф за невыполнение предписания государственного пожарного надзора

25 июля 2023 г. Минэкономразвития провело совещание на тему: «О рассмотрении жалоб в рамках механизма досудебного обжалования и об отдельных вопросах контрольной (надзорной) деятельности», в рамках которого в том числе обсуждался вопрос особенности возбуждения дел об административных правонарушениях в свете изменений действующего законодательства.

С чего все началось?

Напомним, что 14 июля 2022 в статью 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом № 290-ФЗ была введена часть 3.1 (и некоторые другие изменения), в соответствии с которой у органов государственного пожарного надзора фактически отобрали возможность привлекать лиц, нарушающих требования пожарной безопасности, без проведения соответствующих проверок.
Что это значит? Это значит, что, если раньше инспектор пожарного надзора при непосредственном обнаружении нарушения требований пожарной безопасности на объекте, например, демонтированного пожарного извещателя, закрытых дверей эвакуационных выходов, разукомплектованных пожарных щитов и прочих, мог на месте возбудить дело об административном правонарушении и привлечь виновное в нарушении лицо к ответственности, то с 25 июля 2022 г. такой возможности пожарный надзор лишили.
С 25 июля 2022 г. инспектор в большинстве случаев вправе возбудить дело об административном правонарушении, если нарушение будет выявлено в ходе проверки (или иного контрольного надзорного мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом).
Данная позиция также была поддержана Минэкономразвития, о чём было опубликовано соответствующее Письмо от 24 марта 2022 г. № Д24И-8436 (пункт № 7). В абзаце 7 пункта 7 данного письма прямо указано на запрет возбуждения административных дел без проведения проверки объекта.
Также в настоящий момент продолжает действовать постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», в соответствии с которым большая часть объектов не попадает под проведение плановых проверок вплоть до 2030 года. Кроме этого, большую часть внеплановых проверок пожарный надзор имеет право проводить только с согласия органов прокуратуры.
Таким образом, количество плановых и внеплановых проверок пожарной безопасности объектов с 2022 года (фактически с 2019 года, с наступлением COVID-19) резко сократилось. Вместе с этим уменьшилось и количество административных дел, и, как следствие, административных наказаний.

Что изменилось в позиции Минэкономразвития?

Позиция, выраженная Минэкономразвития в Письме от 24 марта 2022 г. № Д24И-8436, также запрещала возбуждение административных дел за неисполненное в срок предписание без проведения соответствующей проверки по его контролю.
То есть, если собственником объекта предписание в срок исполнено не было, а органы прокуратуры в согласовании проверки отказали, МЧС России могло лишь развести руками и направить предостережение. При этом нарушитель фактически оставался безнаказанным.
25 июля 2023 г. Протоколом совещания № 28-Д24 данная позиция была отменена.
В Протоколе даны разъяснения, что возбуждение дела об административном правонарушении в отношении лица, не исполнившего в установленный срок предписание, допускается и без проведения проверок, если у надзорного органа имеются достаточные сведения о неисполнении.
Данная позиция обоснована тем, что положения части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ ограничивают возбуждение административных дел в тех случаях, когда были нарушены конкретные требования пожарной безопасности. В случае невыполнения предписания нарушается обязанность конкретного лица выполнить это предписание в установленные сроки, а не сами требования. В этом смысле сами нарушения и их формулировки не имеют значения.
Таким образом, при невыполнении в срок предписания, в случае если МЧС России будет обладать достаточными сведениями, чтобы сделать вывод о том, что предписание действительно не исполнено, в отношении нарушителя может быть возбуждено дело об административном правонарушении без проведения каких-либо дополнительных проверок.
Что подразумевается под «достаточными сведениями» в Письме не уточняется, можно лишь предположить, что эти сведения могут быть получены следующим образом:
1. Прямые запросы МЧС России к контролируемым лицам о выполнении предписания;
2. Проведённый в отношении контролируемого лица профилактический визит, в рамках которых будут выявлены нарушения, содержащиеся в предписании;
3. Проведённые выездные обследования или иные мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, в рамках которых будет возможным подтвердить невыполнение предписания;
4. Межведомственное взаимодействие или поступление информации о невыполнении предписания из иных источников, в том числе в ходе работы с обращениями граждан.
Технологии