Система диспетчеризации

предназначена для удалённого отображения сбора и хранения данных о работе технологического оборудования здания или производственного процесса, она передает информацию о параметрах протекающих процессов, режимах работы инженерных систем, нештатных ситуациях. Интерфейс системы диспетчеризации позволяет оператору удаленно задавать режимы работы системы в целом или отдельного оборудования.

Требование наличия систем диспетчеризации в современных зданиях определено СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий». ВСН 60-89 «Устройства связи, сигнализации и диспетчеризации инженерного оборудования жилых и общественных зданий. Нормы проектирования» - регламентирует проектирование систем диспетчеризации.

Т.о., основное назначение системы диспетчеризации – в централизации контроля и управления зданием.
Иногда возникает путаница, когда систему диспетчеризации здания определяют как систему управления зданием BMS. Это связано с тем, что в диспетчеризации применятся контроллеры и программное обеспечение SCADA систем BMS. Однако, система диспетчеризации является интерфейсной частью системы интеллектуального здания, она всего лишь выводит информацию на пульт и позволяет оператору вручную управлять частью процессов, пусть и удаленно.
Система диспетчеризации не является полноценной системой автоматизации! Она выполняет функции, связанные с отображением – «диспетчерский контроль» и ручным удаленным управлением – «диспетчерское управление» инженерными системами.
Обычно, в функции системы диспетчеризации входит:

-Сбор данных с устройств и визуальное отображение процессов, происходящих с инженерным оборудованием здания (для современных систем, используя SCADA);
-Своевременное выявление нештатных ситуаций, предотвращение аварий;
-Формирование и отправка тревожных сообщений ответственным лицам;
-Дистанционное управление приборами инженерных систем;
-Сбор и хранение показаний приборов в автоматическом или ручном режиме;
-Представление данных в графическом и табличном виде;
-Ведение отчётности об энергопотребление, формирование в автоматическом режиме и по запросу оператора отчетов;
-При необходимости, передача данных на удаленный пульт более высокого приоритета.

На пульт диспетчера выводится информационный поток от следующих систем:

-Приточной и вытяжной вентиляции;
-Кондиционирования воздуха и холодоснабжения;
-Отопления;
-Теплоснабжения (ИТП или котельного оборудования);
-Водоснабжения, водоподготовки, канализации;
-Лифтового и эскалаторного оборудования;
-Электроснабжения и электроосвещения;
-Пожарной сигнализации и систем безопасности здания;
-Систем управления звуком;
-Противопожарной автоматики (противодымной вентиляции и пожаротушения);
-Других систем, связанных с производством или управления процессом.

Могут выводиться параметры температуры наружного воздуха, охлаждённой воды в/от системы вентиляции, охлажденного этиленгликоля, подогретой воды отопления; значения давления охлажденной воды или этиленгликоля систем вентиляции и кондиционирования; положения регулирующих клапанов; мощности на двигателях циркуляционных насосов или вентиляторов; ; данные о засорении фильтров; сигнализация об угрозе замораживания калориферов информации о состоянии лифтов, подкрепленные видеоданными; состояния автоматических выключателей в электрощитах и т.п.

Управление оборудованием в диспетчеризации ограничивается возможностью включения определенных режимов работы, например, режим запуска системы зимой или летом, режим максимальной производительности, аварийное отключение установки, ручное переключение с основного на резервный насос и т.д. В теории, диспетчер имеет возможность управления каждым из устройств, имеющих привод, однако на практике, один человек физиологически не сможет вручную управлять большой инженерной системой.

Управление такой системой осуществляется в режиме 24/7 квалифицированным персоналом, прошедшим специализированные курсы обучения. Кроме того, для каждой системы в процессе проектирования, наладки и эксплуатации технологами разрабатываются протоколы действий при возможных нештатных ситуациях.

Возможности современных систем диспетчеризации

Современные системы диспетчеризации все чаще реализовываются на контроллерах и программном обеспечении систем BMS. Это обуславливает большое количество программных возможностей по настройке их функций. В общем случае, системы диспетчеризации должны обеспечивать:

Актуальную и полную картину состояния всех инженерных систем в любой момент времени;
Удобный и понятный графический интерфейс;
Быструю реакцию на аварийные ситуации;
Возможность выдачи аварийных сообщений на экран монитора, принтер, удаленный компьютер, мобильный телефон;
Регистрацию всех системных событий, что во многих случаях даёт возможность установить причину аварийной ситуации, ее виновника, а также предотвратить ее появление в дальнейшем;
Подключение к системе удаленно, через интернет-браузер;
Быструю и адекватную реакцию на изменение условий внешней среды;
Автоматический подсчет моточасов, наработки оборудования на отказ и предупреждение о необходимости проведения тех обслуживания и профилактики;
Широкие возможности по управлению системами, что позволяет сократить штат обслуживающего персонала;
Возможность сбора статистической информации, формирования выборок, графиков сравнения прогнозирования расходов.

Оборудование и программное обеспечение систем диспетчеризации

Задача диспетчеризации – отображение информации и предоставление возможности управления, следовательно, основными элементами системы диспетчеризации является программное обеспечение оператора и преобразователи интерфейсов, часто устанавливаемые в щитах автоматизации инженерного оборудования.

Как правило, современные контроллеры автоматизации имеют возможности работы со SCADA ПО системы диспетчеризации, они являются одновременно и преобразователями интерфейсов. Программное обеспечение обеспечивает реализацию таких функций как:

-Отображение информации в виде мнемонических схем с выдачей на них в реальном времени значений измерений, значений установок регуляторов, различных пиктограмм и других графических объектов;
-Формирование и выдачу аварийных сообщений;
-Ведение архивов (трендов) для всех аппаратных сигналов и расчетных технологических переменных;
-Возможность коррекции работы системы, без ее остановки;
-Возможность поиска и фильтрации записей архивов по ряду критериев отбора; возможность формирования отчетов на основе задаваемых пользователем шаблонов; просмотр архивной информации в виде графиков и таблиц;
-Возможности создания расписаний, многоуровневого доступа и прочие функции систем компьютерных систем управления.

Передача данных от локальной системы автоматизации к SCADA системе диспетчеризации может осуществляться напрямую или через интерфейс OPC (Open Platform Communication) сервера. При этом OPC сервер является переводчиком между языком, которое понимает установленное оборудование, и языком программного интерфейса диспетчера.