Новости

Как возбуждается дело об административном правонарушении за нарушение требований пожарной безопасности

Кто возбуждает дела об административных правонарушениях?

Согласно статье 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), дела об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности могут возбуждать должностные лица, осуществляющие:
  • федеральный государственный пожарный надзор,
  • федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности,
  • федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений,
  • государственный горный надзор и иные лица.
Значительная часть дел об административных правонарушениях возбуждается инспекторами государственного пожарного надзора.
Далее мы будем говорить о механизме возбуждения дел об административном правонарушении именно инспекторами государственного пожарного надзора (далее — инспектор). Механизм возбуждения дел об административных правонарушениях иными органами и их должностными лицами аналогичный.

Когда можно возбудить дело об административном правонарушении?

В соответствии с частью 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено только после проведения инспектором контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом. Это значит, что просто по велению инспектора, без предварительного проведения выездной проверки (инспекционного визита, рейдового осмотра и проч.), в отношении юридического лица (гражданина или должностного лица) возбудить дело об административном правонарушении нельзя.
Таким образом, до возбуждения дела и соответственно до наложения каких-либо санкций инспектор должен прийти на объект с официальной проверкой, по результатам которой выявить нарушения требований пожарной безопасности.
После выявления нарушений инспектором составляется акт проверки, предписание об устранении выявленных нарушений, а также иные отчетные документы.
Лишь теперь мы переходим к возбуждению дела об административном правонарушении. Для его возбуждения инспектором составляется уведомление о вызове нарушителя для составления протокола об административном правонарушении (далее – протокол), в котором указывается дата, место и время, в которое настоящий протокол будет составлен. Протокол также может быть составлен инспектором немедленно после выявления нарушения. Однако, составлять его в ходе проверки неудобно, поэтому данная практика встречается редко.
Стоит отметить, что после выявления в ходе проверки хотя бы одного нарушения требований пожарной безопасности всегда возбуждается дело об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении возбуждается даже если нарушение выявлено впервые или было добровольно устранено в ходе проверки еще до её завершения.
Это напрямую следует из целей административного наказания, поскольку основная цель наказания не лишить нарушителя дохода или наказать его иным способом, а предупредить совершение им новых правонарушений. (статья 3.1 КоАП РФ)

В отношении кого могут возбуждаться дела об административных правонарушениях?

Нарушителем может быть гражданин (в том числе самозанятый), допустивший нарушение требований пожарной безопасности, должностное лицо, которое не справилось с выполнением возложенных на него обязанностей, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (например, ООО «Онего»).
Кто несет ответственность за нарушение требований и кого наказывать за допущенные нарушения решает инспектор, при этом руководствуясь требованиями законодательства. За курение в складском помещении на производстве может привлекаться к ответственности как работник, непосредственно нарушивший требование о запрете курения, так и руководитель, который не указал работнику на место, отведенное для курения, или не провел с ним соответствующий инструктаж. За нарушения капитального характера, например, отсутствие системы пожарной сигнализации, ответственность наверняка будет нести юридическое лицо.
Отдельно необходимо упомянуть об ответственности производителей (поставщиков) продукции, если они не исполнили обязанность по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, а также экспертов в области оценки пожарного риска, дающих заведомо ложные заключения, а также организаций, занимающихся проектированием, монтажом и обслуживанием систем противопожарной автоматики.
Например, некачественный монтаж пожарной сигнализации, проведенный организацией, имеющей соответствующую лицензию МЧС России, а также некачественное обслуживание данной системы (с нарушением договора на обслуживание) является нарушением требований пожарной безопасности. В отношении такой организации инспектор вправе составить протокол по части 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ — осуществление предпринимательской деятельности с нарушением (часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ — с грубым нарушением) требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Могут ли быть составлены протоколы за одно и то же нарушение одновременно на гражданина, должностное и юридическое лицо?

Например, гражданин К., работающий в цехе обработки продукции ООО «МеталГрупп», оставил без присмотра электрообогреватель и ушел в другой цех. В это время инспектором пожарного надзора при проверке объекта было выявлено данное нарушение. Кто понесет ответственность? Гражданин К., который оставил обогреватель без присмотра, ответственный за пожарную безопасность, который не научил работника соблюдать требования или юридическое лицо ООО «МеталГрупп»?
В общем случае ответственность за нарушение требований пожарной безопасности могут понести все лица, допустившие данное нарушение. То есть оштрафовать могут всех сразу: как гражданина, так должностное и юридическое лицо. (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ)
Однако в марте 2022 года в КоАП РФ было внесено изменение, по которому юридическое лицо не подлежит ответственности за совершение административного правонарушения, если за это нарушение были наказаны работник организации или должностное лицо (например ответственный за пожарную безопасность), при этом юридическим лицом были приняты все меры для соблюдения правил и норм. (ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ)

С какого момента дело считается возбужденным?

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола. (ч 4, ст. 28.1 КоАП РФ)

Как составляется протокол?

Протокол составляется в присутствии лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. Если лицо, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, по каким-то причинам не явилось и не подало ходатайств о переносе времени или даты, но было должным образом уведомлено о составлении протокола, то протокол составляется в его отсутствие. Таким образом уйти от ответственности, просто не явившись на составление протокола, не получится. (ст.28.2 КоАП)
В протоколе фиксируют дату и время его составления, дату и время совершения административного правонарушения (то есть совершения нарушения требований пожарной безопасности), место совершения административного правонарушения, дату и время его выявления, а также прочие обстоятельства.
Лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, может давать объяснения по существу дела, делать замечания, а также пользоваться помощью защитника (адвоката). Также важно будет сказать, что в соответствии со статьей 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки). (ст 28.2, 25.5 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ)
По завершению составления протокола, его копия вручается лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. Копия протокола также вручается потерпевшему (при его наличии).

Что происходит после составления протокола?

После составления протокола об административном правонарушении инспектором принимается одно из двух решений:
1. Назначение времени и места рассмотрения протокола;
2. Передача протокола и всех документов, имеющихся в деле (материалы проверки) на рассмотрение в суд, иному должностному лицу или в иной орган.
Принимаемое решение зависит от нескольких факторов, в том числе статьи или части статьи КоАП, которая была нарушена, от лица, в отношении которого составлен протокол. Например, дела об административных правонарушениях в отношении юридических лиц по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности) рассматриваются инспекторами лично, а по части 2.1 той же статьи уже в суде. (ст. 23.1, 23.34 КоАП РФ)
Инспектор, который выявил нарушение в ходе проверки и составил соответствующий протокол, не вправе рассмотреть его лично, а должен передать его на рассмотрение иному должностному лицу, которое в проверке не учувствовало и не заинтересовано в результате рассмотрения дела об административном правонарушении. (ч. 8 ст. 22.2, 29.2 КоАП РФ)

Когда постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу?

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования. Срок обжалования постановления по общему правилу составляет 10 дней с момента его получения.
При рассмотрении дела судьей может быть установлен иной срок обжалования, а некоторые решения вовсе не подлежат обжалованию (например, постановление Президиума Верховного Суда РФ ст. 391.14 ГПК РФ). Информация о порядке и сроках обжалования содержится в резолютивной части решения (в самом конце).

Как обжаловать постановление по делу об административном правонарушении?

Подать жалобу на решение должностного лица. Жалоба подается или на имя вышестоящего должностного лица или в суд. Порядок обжалования зачастую прописывается в постановлении по делу об административном правонарушении.
Жалоба должна быть подана не позднее чем в течение 10-ти дней после получения постановления по делу об административном правонарушении. Если срок подачи жалобы был по каким-либо причинам пропущен, лицо, в отношении которого велось дело об административном правонарушении, может подать ходатайство о восстановлении срока обжалования.
Порядок, сроки подачи жалобы подробно изложены в главе 30 КоАП РФ.

Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

После вынесения решения по делу об административном правонарушении в ряде случаев недостаточно просто оплатить административный штраф.
Так, если юридическое лицо привлечено за отсутствие на объекте пожарной сигнализации или системы дымоудаления, то это безусловно создает угрозу жизни и здоровью работникам организации в случае возникновения пожара.
Для устранения такой угрозы инспектором (или судьей), принявшим решение по делу об административном правонарушении, составляется определенный документ — представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В данном документе инспектор (или судья) требует от нарушителя принять меры по устранению выявленных нарушений. В течение месяца со дня получения такого документа нарушитель обязан дать ответ, в котором изложит, какие меры им были приняты для устранения нарушений (в нашем случае могут быть заключены контракты, запрошены коммерческие предложения на проектирование и монтаж систем, проведены дополнительные мероприятия по пожарной безопасности).
Если нарушитель не представит ответ в установленный срок, он также будет привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 19.6 КоАП РФ.
Технологии