Можно ли осуществлять техническое обслуживание пожарной сигнализации и других систем противопожарной защиты без лицензии МЧС России?
Одним из часто задаваемых вопросов наших слушателей, обсуждаемых в чатах, звучит так: «Нужна ли лицензия на обслуживание пожарной сигнализации?». У него есть и другие вариации, например: «А зачем нужна лицензия на обслуживание? А почему я сам не могу обслуживать сигнализацию своего объекта?».
В этой статье под системами противопожарной защиты (далее – СПЗ) будут пониматься: система пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, система автоматической установки пожаротушения, система дымоудаления при пожаре, внутренний противопожарный водопровод и иные системы.
Почему нужна лицензия МЧС на техническое обслуживание систем противопожарной защиты?
Требование об обязательном наличии лицензии организации, оказывающей услуги по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту СПЗ также установлено абзацем 6 пункта 54 Правил противопожарного режима (постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»).
Почему нельзя проводить техническое обслуживание без лицензии ни на своем объекте, ни тем более оказывать такие услуги другим?
Нельзя, потому что отсутствие лицензии является нарушением как законодательства в области пожарной безопасности, так и в области лицензирования деятельности в РФ.
В данном случае не имеет значения, что вы не оказываете услуги сторонним организациям и это не ваша коммерческая деятельность.
Если вы еще оказываете такие услуги за деньги и без лицензии, то все еще серьезнее. Вплоть до уголовного наказания — об этом мы поговорим ниже.
Что будет, если обслуживать системы противопожарной защиты без лицензии МЧС или не обслуживать вовсе?
Ответ на этот вопрос зависит от того, в рамках чего МЧС России выявит данное нарушение.
Рассмотрим три возможных варианта:
В ходе профилактического визита;
При проверке объекта;
В ходе расследования по факту пожара.
При выявлении инспектором пожарного надзора данного нарушения в ходе профилактического визита может быть принято два основных решения:
Вынести нарушителю предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований. Это самый мягкий из возможных исходов. Предостережение можно назвать формой официального письменного замечания, без дальнейших мер административного воздействия или уголовного преследования;
Направить документы, содержащие сведения о факте нарушений на согласование внеплановой выездной проверки объекта с дальнейшей выдачей предписания и наложением штрафных и иных санкций.
Если инспектор выявил данное нарушение в ходе проверки, исходов может быть несколько (в зависимости от повторности нарушения, а также иных обстоятельств):
Привлечение гражданина, предпринимателя, директора или юридического лица за отсутствие на объекте фактического обслуживая СПЗ к ответственности по статье 20.4 КоАП РФ(за первичное нарушение) – административный штраф до 400 000 рублей. При повторном выявлении нарушения – административный штраф до 800 000 рублей, закрытие объекта на срок до 30 суток (часть 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ) или дисквалификацию руководителя на срок до 3 лет (часть 13 статьи 19.5 КоАП РФ). По части 14 статьи 19.5 КоАП РФ также предусмотрено приостановление деятельности (закрытие) объекта на срок до 90 суток.
Привлечение лица (организации), оказывающей услуги без соответствующей лицензии, к ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ – административный штраф до 50 000 рублей.
Направить информацию о выявленных нарушениях в МВД России по признакам преступления, предусмотренного статьей 171 УК РФ Незаконное предпринимательство, и (или) в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.
По результатам проверки инспектором может быть принято одно из перечисленных решений, их комбинация или все сразу.
Самое суровое наказание наступит, если в здании, в котором не обслуживается СПЗ, произойдет пожар, на котором получат травмы или погибнут люди.
В этом случае ответственность наступит в соответствии с Уголовным кодексом РФ, в том числе по следующим возможным статьям:
УК РФ часть 1, 2 или 3 статьи 219. Нарушение требований пожарной безопасности. Максимальное наказание по части 3 (повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц) – лишение свободы на срок до 7 лет.
УК РФ часть 2 статьи 109. Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей. Наказание – лишение свободы на срок до 3 лет.